Классификация коробок скоростей ступенчатого типа

Ступенчатые коробки скоростей используют на многих легковых и грузовых автомобилях. Большую популярность среди них получили 5- и 4-диапазонные механизмы. Большегрузные машины повышенной проходимости оснащают 6-15-ступенчатыми трансмиссиями.

Главные требования, предъявляемые к этим устройствам:

 • высокий уровень КПД;
 • бесшумность работы;
 • простота использования;
 • компактность;
 • надежность и несложность конструкции;
 • безударное переключение передач;
 • устойчивое их удержание в различных позициях (включенной либо нейтральной);
 • невыполнимость одновременной активации нескольких скоростей или включения заднего хода при движении вперед;
 • доступная цена;
 • минимальное обслуживание;
 • обеспечение хороших тяговых и топливно-экономических характеристик.

С последним пунктом связана необходимость верного подбора количества ступеней и их передаточных чисел. Увеличение этих параметров позволяет достичь наиболее экономичных режимов работы движка. В то же время это приводит к изменению габаритов коробки переключения передач (КП) и ее конструкции, что осложняет автоуправление. Также увеличивается временной промежуток, связанный с разрывом потока мощности. Это приводит к ухудшению тормозной динамики машины.

Система управления устройством

Легкость управления коробкой скоростей зависит от ряда характеристик:

 • схемы конструкции;
 • разновидности привода;
 • вариантов переключения передач.

Оно может осуществляться за счет установки таких устройств, как муфты (синхронизаторы и зубчатые), подвижные шестерни, а также электромагнитных и фрикционных механизмов.

Обычные КП, оснащенные каретками, не очень долговечны, поскольку в них отсутствует безударное переключение скоростей. В этом случае используются особые методы переключения. С помощью двигателя ускоряют или притормаживают ведомые части механизма сцепления. Устанавливают эти КП там, где переключение производится при остановленных валах.

Зубчатые муфты обеспечивают устойчивость трансмиссии. Здесь удары воспринимаются значительным количеством включаемых зубьев муфт и шестерен. Правда, полностью избежать ударов с ними не удается, а схема агрегата оказывается более сложной.

Безударному переключению передач служат синхронизаторы. Они также усложняют конструкцию устройства и увеличивают габариты и вес коробки скоростей.

Широкое распространение в автомобилестроении приобрели КП с двойным переключением: высшие передачи в них переключаются с помощью синхронизаторов, а низшие — благодаря зубчатым муфтам.

Шумы при эксплуатации агрегата зависят от разновидности установленных шестерён. При замене прямозубых шестерён на косозубые гудение устройства становится значительно меньшим. Безупречная работа трансмиссии во многом зависит от качественного обслуживания и ремонта.

Читайте также другие статьи о проблемах и поломках в нашем блоге.

Рассказать друзьям: