Какое значение имеет вязкость моторного масла?

Вязкость моторного масла определяет степень его густоты. Всесезонные масла не требуют обязательной замены при смене времен года.

Моторное масло – это важная техническая жидкость, которая заливается в двигатель и способствует его плавной и эффективной работе, что увеличивает срок службы автомобиля. Вне зависимости от того, какое масло вы используете – полностью синтетическое или традиционное, замена масла и масляного фильтра для поддержания необходимой вязкости может означать многие сотни тысяч километров пробега. Поскольку существует много видов моторного масла, для надежной защиты двигателя очень важно выбрать подходящее.

Какую функцию выполняет моторное масло?

Моторное масло циркулирует внутри двигателя, смазывает его детали и поглощает загрязнения, которые могут вызывать повышенный износ. Со временем масло становится грязным и менее вязким, а масляный фильтр засоряется продуктами износа. В связи с этим необходимо производить периодическую замену моторного масла и фильтра. Производители рекомендуют делать это каждые 5000-8000 км.

Моторное масло должно обладать достаточной вязкостью для циркуляции по масляным каналам и возврата в масляный поддон, где оно хранится в то время, когда двигатель заглушен. Вязкость определяет степень густоты масла. Для примера можно сравнить мед и уксус. Мед густой и течет очень медленно, когда его переливают. Уксус жидкий и переливается очень легко. В зависимости от типа двигателя ему может требоваться густое или жидкое масло.

Масло также должно быть способным работать в широком интервале температур. Его текучие свойства и вязкость должны сохраняться и зимой, и летом, а также при различных температурных режимах работы двигателя.

Как измерить вязкость?

Вязкость масла определяется с помощью специальной шкалы. Она представляет собой последовательность чисел: 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50 и 60. Число определят степень вязкости масла и наиболее подходящий режим для его работы. Если в маркировке масла после цифры стоит буква W, то она обозначает вязкость в зимних условиях.

В прошлом использовалась одна градация масел для осени и зимы, а другая – для весны и лета, так как одно и то же масло не могло одинаково хорошо работать в условиях высоких и низких температур. Однако температурные скачки наблюдаются практически постоянно, так как после запуска двигателя он прогревается до рабочей температуры. В настоящее время производители применяют всесезонные масла, которые могут использоваться круглогодично. Таким образом устраняется необходимость постоянной замены масла в зависимости от температуры окружающего воздуха и обеспечивается необходимая защита двигателя в широком температурном диапазоне.

В маркировке всесезонных масел присутствуют два числа. Первое определяет вязкость при низких температурах (W означает «зимние условия»), второе показывает вязкость при высоких температурах. Например, распространена такая маркировка масла: 5W-30.

При каких условиях производится измерение вязкости?

Масло помещают в вискозиметр и измеряют его текучесть. Тест проводится при температуре 100? С, которая принимается за среднюю рабочую температуру двигателя. Например, масло с маркировкой 30 по SAE 30 имеет значение вязкости 30 при температуре 100? С.

Всесезонные масла разработаны для использования при высоких и низких температурах. Это значит, что они сохраняют текучесть как при запуске двигателя, так и при его нагреве до рабочей температуры. Для автомобиля это означает снижение степени износа вследствие недостаточной смазки.

Чем быстрее масло протекает через вискозиметр при испытаниях, тем меньше число. Густое масло течет медленнее, и ему присваивается больший индекс вязкости. Большинство людей не осознает, что масла 5W-30 и 10W-30 имеют одинаковую вязкость при достижении рабочей температуры двигателя. Разница между ними состоит в том, насколько быстро происходит пуск холодного двигателя.

Использование присадок

В состав всесезонных масел зачастую входят присадки, способствующие улучшению индекса вязкости и предотвращающие излишнее разжижение масла при прогреве двигателя. В то же время они снижают вязкость настолько, насколько это необходимо для обеспечения защиты двигателя с момента запуска. Использование присадок снижает износ двигателя и улучшает показатели его работы. Но имеется и недостаток: со временем действие присадок ослабевает, вязкость масла уменьшается, и оно становится неспособным защищать двигатель в той же мере. И это является еще одним важным аргументом в пользу регулярной замены масла в двигателе.

Синтетические масла, как правило, не содержат присадок и способны поддерживать необходимое значение вязкости в широком диапазоне температур. Однако они могут использоваться не во всех автомобилях. Изучите руководство по эксплуатации вашего автомобиля и найдите рекомендации завода-изготовителя, касающиеся типа моторного масла, который необходимо использовать. При несоблюдении этих указаний вы рискуете лишиться гарантии и нанести серьезный ущерб двигателю.

Если масло слишком густое, то при запуске холодного двигателя оно не сможет циркулировать и защищать компоненты двигателя. При слишком низкой вязкости масла на прогретом двигателе оно будет неспособно обеспечить качественную смазку деталей.

Читайте также другие статьи в разделе «Двигатель» нашего блога.

Рассказать друзьям: