Что вызывает тряску автомобиля?

Вы едете по шоссе. Как только стрелка спидометра приближается к крейсерской отметке, рулевое колесо начинает вибрировать. Вы сильнее сжимаете руль и слегка прибавляете газ. Вибрация только усиливается. Кажется, ваши зубы скоро начнут выскакивать изо рта. Однако дорожная ситуация позволяет вам разогнаться еще быстрее. Вы увеличиваете скорость, и вибрация исчезает. Вы расслабляетесь и продолжаете движение.

Что вызывает тряску автомобиля? Иногда она совсем незначительна и пропадает сама по себе. В других случаях она прогрессирует так быстро, что кажется, будто вы находитесь внутри стиральной машины в режиме отжима. Существует множество причин появления тряски или вибрации автомобиля. Далее перечислены некоторые из них.

Балансировка колес

Простейшей и наиболее распространенной причиной тряски автомобиля является нарушение балансировки колес. Балансировка колес – это процесс добавления небольших весов на колеса. Расположение этих весов определяется при помощи балансировочного станка, на котором снятое колесо в сборе вращается, в результате чего определяются точные места для их установки.

Дисбаланс величиной даже в 10-15 граммов может вызвать существенную вибрацию при движении. Он также может привести к преждевременному или неравномерному износу шин. Проблемы с балансировкой колес ощущаются преимущественно на скоростях 90-110 км/ч. Иногда вибрация практически незаметна при скоростях выше 110 км/ч.

Шины балансируются при установке на новый автомобиль. По крайней мере так должно быть. Иногда балансировочный грузик может отвалиться. Колеса следует отбалансировать во избежание незапланированных расходов, связанных с преждевременным износом шин.

Искривление диска

Вы когда-нибудь наезжали на бордюр при параллельной парковке или попадали в выбоину на дороге, от которой не успели увернуться? Внезапные ударные нагрузки на колесо могут вызвать искривление колесного диска.

Искривление диска очень похоже на нарушение балансировки колеса. В большинстве случаев разница состоит только в том, когда проявляется вибрация. В случае с искривлением диска она может появляться уже на скорости 60 км/ч и выше. В отличие от дисбаланса колеса, эта вибрация не исчезает с увеличением скорости.

По соображениям безопасности поврежденный диск требует срочного ремонта. Уплотнение шины в месте прилегания к диску может быть нарушено, что способно привести к взрыву покрышки или резкому снижению давления в шине. Кроме того, возможен преждевременный износ шины, как и в случае с нарушением балансировки колеса. Искривление диска не всегда ведет к его замене. Зачастую диск можно выправить или отремонтировать, но это зависит от степени деформации.

Расслоение шины

Расслоение шины не означает ее полное разрушение. Это значит, что слои резины в шине, которые должны быть соединены между собой, разделились. Вы можете заметить образование выпуклости на боковине шины или «гусиное яйцо» на протекторе. Однако в некоторых случаях признаки выхода шины из строя не обнаруживаются невооруженным взглядом.

Наиболее частой причиной расслоения шины является контакт колеса с бордюром или выбоиной. Слои шины сжимаются, и в пространство между ними попадает воздух. В сущности, колесо теряет округлую форму, что вызывает вибрацию. Расслоение может угрожать безопасности движения, поскольку шина существенно слабее, чем пузырь. Незначительная вибрация при низких скоростях переходит в существенную на высоких, при которых и происходит расслоение.

К сожалению, единственным методом устранения расслоения является замена шины. Это означает, что может понадобиться замена двух или даже четырех шин для обеспечения одинаковой высоты протектора на всех колесах.

Люфт в элементах рулевого управления

Если вы эксплуатируете автомобиль несколько лет или у него большой пробег, то вы можете обратить внимание на то, что рулевое управление уже не обеспечивает такой острый отклик по сравнению с тем, каким он был при покупке машины. Это довольно типичная ситуация: элементы рулевого управления изнашиваются, зазоры увеличиваются, и свободный ход рулевого колеса также возрастает. Всему виной – износ компонентов рулевого управления.

Наконечники рулевых тяг или механизм рулевой рейки соединяют рулевое управление с колесами. Они представляют собой небольшие шарниры, способные перемещаться вертикально и горизонтально. Когда люфт наконечников рулевых тяг превышает установленное значение, колесо теряет жесткую фиксацию и не может двигаться строго в том направлении, которое вы задали. Небольшой люфт допустим, но при превышении нормативного значения может возникать вибрация, проявляющаяся на любой скорости, причем она может появляться и исчезать абсолютно произвольно. Все сказанное справедливо и для внутренних наконечников тяг, да и вообще для любого элемента рулевого управления, подверженного износу.

Если причина вибрации кроется в рулевом управлении, то только квалифицированный специалист сможет ее точно диагностировать и устранить. Выполните такую диагностику, если это необходимо.

Люфт подшипника колеса

Люфт подшипника колеса вызывает в основном те же явления, что и люфт элемента рулевого управления, поскольку они тесно связаны между собой. Подшипник обеспечивает свободное вращение колеса и надежное крепление его к автомобилю. Если подшипник колеса изнашивается и в нем появляется люфт, колесо получает свободный ход при движении на любой скорости. Вибрация может появляться и исчезать, не демонстрируя зависимости от каких-либо факторов.

На некоторых автомобилях существует возможность затяжки и регулировки подшипника. Тем не менее в большинстве автомобилей в ступице колеса установлен один подшипник. При возникновении повышенного люфта он подлежит замене. Процедура ремонта или регулировки в данном случае не предусмотрена.

Пульсация тормозов

Тормозная система автомобиля также может вызывать тряску. Наиболее часто вибрация возникает при торможении. Пульсация тормозов возникает из-за того, что поверхность тормозных дисков или барабанов не является ровной. Когда тормозные колодки прижимаются к диску, они не могут поддерживать равномерное давление. Это вызывает внезапную вибрацию высокой частоты, которая исчезает по мере замедления автомобиля. Пульсацию тормозов необходимо устранить как можно скорее, поскольку она влияет на безопасность движения. Пульсация увеличивает тормозной путь, а при движении по скользкой дороге может привести к потере управляемости.

Рекомендуем также другие статьи на тему «Салон автомобиля» в нашем блоге.

Рассказать друзьям: