Москва


  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Тула
  • Новосибирск
  • Ульяновск
  • Казань
  • Курск
  • Ростов-на-Дону
Балансировка колес: значение и важность

Словосочетание «шиномонтаж и балансировка» известно каждому автолюбителю. Особую актуальность данная услуга обретает в моменты смены сезонов, когда приходится менять летнюю резину на зимнюю и наоборот. Между тем не все знают, что балансировка — это самостоятельная и важная процедура, и автопроизводители рекомендуют производить ее минимум один раз в год.

Зачем производить балансировку?

Целью данной операции является совмещение геометрического центра колеса с центром его массы. В случае если эти точки не совпадают, при вращении колеса возникает биение (вибрация). При этом чем больше дисбаланс (расстояние между центрами), тем сильнее биение.

Кроме того, что ехать в автомобиле, который «трясет», не комфортно. Детали машины (особенно подшипники ступицы) испытывают дополнительную нагрузку. В результате этой дополнительной нагрузки снижается срок службы деталей — они раньше выходят из строя. Также ухудшается управляемость автомобиля, повышается расход топлива.

Регулярно производя достаточно недорогую операцию по балансировке колес, автовладелец ощутимо экономит на преждевременном ремонте ходовой своего транспортного средства. Необходимо отметить, что балансировать надо все четыре колеса, а не по отдельности или попарно.

Виды дисбаланса

В зависимости от того, каким образом располагаются относительно друг друга центр масс и геометрический центр, различают два вида дисбаланса:

  1. Статический. Центр масс находится на некотором (радиальном) расстоянии от оси вращения колеса. Чем больше это расстояние (радиус), тем сильнее дисбаланс. Будучи помещенным на ось с малым сопротивлением качению, колесо установится в том положении, в котором его центр масс будет находиться под осью. Установив грузик на обод с противоположной стороны, можно устранить дисбаланс. При точной установке груза (и его веса) колесо не будет стараться расположиться в каком-то одном положении, а все время в разных.

  2. Динамический. Центр масс лежит на оси вращения, но сбоку от вертикальной оси симметрии. Наиболее актуален для широкой резины. Колесо при таком дисбалансе бьёт в бок. Заметен становится на скоростях свыше 40 км/ч. Компенсирующие грузы крепят с обеих сторон от центральной плоскости.

Оборудование и материалы

Балансировку колес в сборе (статическую и динамическую) выполняют с помощью специальных балансировочных станков. Именно их можно наблюдать в различных шиномонтажных мастерских. Все современные агрегаты — компьютеризированные. Процессор за несколько десятков секунд рассчитывает груз какого веса и куда надо прикрепить для устранения вредного явления. Благодаря этому работа занимает минимум времени.

В качестве материала для грузов используется свинец. Для стальных дисков используются так называемые набивные грузы (со скобой для крепления), на литые — с клеевой поверхностью.

Финишная и автоматическая балансировка

Поскольку кроме колеса на наличие дисбаланса может влиять состояние ступицы с подшипником и тормозных дисков, существует и так называемая финишная балансировка. Она проводится на специальных стендах для автомобиля в целом после проведения обычной, позволяет улучшить плавность хода автомобиля, сделать поездку более комфортной.

Для грузовых автомобилей, автобусов и внедорожников также применяют внутреннюю (или автоматическую) балансировку. При этом методе в шину засыпается специальное гранулированное вещество с электростатическими свойствами. В процессе вращения гранулы разбегаются по внутренней поверхности, выполняя центровку колеса, и держатся в нужном месте за счет статического заряда.

Смотрите также другие статьи в нашем автомобильном блоге.

Рассказать друзьям:

Другие статьи блога